Формы активизации познавательной
деятельности на уроках
истории. Игра
на уроках истории.
Каждый учитель хочет, чтобы его
уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям
часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно
рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое
представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в
стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие
программы, другая история...
Дидактическая игра является одной из
уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только
работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению
материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего
уровней познавательной деятельности — усвоение фактов, дат, имен и др.
Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную
деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации,
а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и
функции ребёнка.
Актуальность игры в настоящее время
повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём
мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная
среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время
значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но
все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.
Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора
получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра,
которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на
уроке и во внеурочное время.
Игра способна решить еще одну
проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных,
рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание
природная эмоциональность детей.
Игра - это естественная для ребёнка
форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Поскольку обучение - это
"процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта;
организации формирования знаний, умений, навыков", можно сказать, что
дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлен;
на формирование знаний, умений и навыков. Учитель, использующий игру организует
учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не
исключительно из своих соображений удобства, порядка целесообразности.
В процессе игры ребёнка
осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной
жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего,
ведущего. Ребёнок соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это
становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах
изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребёнок,
являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою
субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную
реальность, творя свой мир.
Психолого-педагогические возможности
игровой деятельности в обучении.
Остановимся на наиболее важных, на
наш взгляд, психолого-педагогических возможностях, которые могут быть
использованы на уроках истории.
Во-первых, и это отмечалось многими
исследователями, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и
сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит
возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей
природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре
гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Ф. И. Фракина, исследуя
мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют
в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не
находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить
высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые
решают свои коммуникативные проблемы и т. п.
Во-вторых, в игре активизируются
психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание,
интерес, восприятие, мышление.
В настоящее время ученые выяснили
разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое
полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое - на
пространственно-синтетических. Так, например, при активной работе правого
полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления,
обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария
облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся
конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. «Образная память, способность
сохранять длительное время впечатление от увиденного- это тоже правое
полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей
квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие
напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными
приборами и приспособлениями».
При исследовании творческого
процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный -
левополушарный; с доминированием интуиции - правополушарный. Существует мнение,
что школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному.
Игра же эмоциональна по своей
природе и потому способна даже самую сухую ситуацию оживить и сделать яркой,
запоминающейся.
В игре возможно вовлечение каждого в
активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или
чтению.