"Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім Анар станциясының жалпы орта білім  беретінмектебі" коммуландық мемлекеттік мерекесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа станции Анар отдела образования по Аршалынскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Практическая деятельность на уроках истории

08.02.2017

Формы активизации познавательной

деятельности на уроках

истории. Игра

на уроках истории.

 

Каждый учитель хочет, чтобы его

уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям

часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно

рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое

представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в

стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие

программы, другая история...

Дидактическая игра является одной из

уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только

работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению

материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего

уровней познавательной деятельности — усвоение фактов, дат, имен и др.

Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную

деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации,

а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и

функции ребёнка.

Актуальность игры в настоящее время

повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём

мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная

среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время

значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но

все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.

Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора

получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра,

которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на

уроке и во внеурочное время.

Игра способна решить еще одну

проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных,

рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание

природная эмоциональность детей.

Игра - это естественная для ребёнка

форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Поскольку обучение - это

"процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта;

организации формирования знаний, умений, навыков", можно сказать, что

дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлен;

на формирование знаний, умений и навыков. Учитель, использующий игру организует

учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не

исключительно из своих соображений удобства, порядка целесообразности.

В процессе игры ребёнка

осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной

жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего,

ведущего. Ребёнок соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это

становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах

изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребёнок,

являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою

субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную

реальность, творя свой мир.

Психолого-педагогические возможности

игровой деятельности в обучении.

Остановимся на наиболее важных, на

наш взгляд, психолого-педагогических возможностях, которые могут быть

использованы на уроках истории.

Во-первых, и это отмечалось многими

исследователями, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и

сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит

возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей

природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре

гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Ф. И. Фракина, исследуя

мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют

в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не

находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить

высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые

решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

Во-вторых, в игре активизируются

психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание,

интерес, восприятие, мышление.

В настоящее время ученые выяснили

разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое

полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое - на

пространственно-синтетических. Так, например, при активной работе правого

полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления,

обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария

облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся

конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. «Образная память, способность

сохранять длительное время впечатление от увиденного- это  тоже правое

полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей

квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие

напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными

приборами и приспособлениями».

При исследовании творческого

процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный -

левополушарный; с доминированием интуиции - правополушарный. Существует мнение,

что школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному.

Игра же эмоциональна по своей

природе и потому способна даже самую сухую ситуацию оживить и сделать яркой,

запоминающейся.

В игре возможно вовлечение каждого в

активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или

чтению.

Просмотров: 450


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст